Рынок транспортных услуг. Транспорт: вдогонку за инфляцией

26 апреля 1993 года, Журнал «Власть» №16 (16)

С приходом весны, как говорится, оживает все, а цены на услуги транспорта, по нашим сведениям, устремятся в рост одними из первых. К лету увеличивается спрос на услуги транспортных компаний, а, следовательно, уже по этой причине нужно готовиться к значительному росту цен на перевозки.

Но, если тарифы авиационных перевозок взмыли на недосягаемую высоту, а инфляция набирает скорость быстрее паровоза, значит, пришло самое время подумать о том, за счет чего ваша фирма может сократить расходы на доставку грузов.

Рост цен неизбежен

Особенностью зимы 1993 года стало то, что стоимость перевозок (исключая авиацию) оставались относительно стабильной на общем фоне. В среднем, в месяц тарифы росли на 13-20%, отставая от среднего темпа инфляции, достигшего 25%. Такая ситуация, по мнению специалистов, нестандартна — это связано прежде всего со значительным сокращением объемов перевозок, в первую очередь международных, которое было вызвано ограничениями внешнеэкономической деятельности. Теперь, когда торговые предприятия более-менее адаптировались к новым условиям международной торговли и нашли пути обхода таможенных рифов, вырастет спрос на перевозки, а с ним и цены.

Другой, не менее действенной причиной роста цен на транспортные услуги станет повышение издержек транспортных предприятий — расходов на бензин, дизельное топливо и мазут, содержание средств перевозки, дополнительные налоги и пошлины. Расценки автотранспортных предприятий неминуемо повысятся еще и в результате роста цен на грузовые автомобили, неизбежного и скорого в результате пожара на Камском автомобильном заводе (см. стр. 5). При этом рост транспортных издержек определяют не только от российские условия, но и внутриполитическая и экономическая ситуация в странах ближнего зарубежья, в первую очередь на Украине, в Белоруси, и Прибалтике, активно использующих положение «окна в Европу» для пополнения собственных бюджетов. На прошлой неделе, например, Латвия ввела специальный сбор $20 с российских водителей, перевозящих грузы по территории государства.

В течение прошлого года, по отчетам Минтранса, тарифы на услуги транспортных предприятий выросли: на железных дорогах — в 86 раз, на морском транспорте — в 42 раза, на воздушном транспорте — в 34 раза, на автомобильном транспорте — в 27 раз, на речном транспорте — в 22 раза. Эти цифры приводятся с учетом январского скачка, связанного с либерализаций цен, однако в большинстве отраслей транспорта они учитывают лишь рост косвенных издержек. Государственный контроль над тарифами железных дорог сохраняется до сих пор, а авиация получила право свободно устанавливать цены лишь с января текущего года. В результате резкий скачек тарифов на авиаперевозки пришелся на первые месяцы этого года, с января по март они выросли в 1,7 раза, а по ряду наиболее популярных направлений перевозок — в несколько раз больше.

Можно не сомневаться в том, что и в течение этого года произойдет дальнейшее повышение тарифов на все виды транспортных услуг. В среднем, по прогнозам Минтранса, тарифы на услуги государственных транспортных компаний вырастут в три раза. По нашим расчетам, с учетом остальных участников рынка транспортных услуг, тарифы повысятся более, чем в 7 раз.

Операции по перевозке для большинства фирм являются не разовым мероприятием, и то, что факт роста цен на транспортировку легко прогнозируем, можно рассматривать как положительный фактор. Предвидя рост расходов, всегда можно задуматься над тем, как их сократить.

Способ, который лежит на поверхности — взять доставку на себя. Ранее значительное число экспортных договоров заключалось на условиях CIF, а импортных — на условиях FOB, то есть обеспечение перевозок ложилось на российскую сторону. Таким образом достигались две цели — поддерживались местные перевозчики и уменьшалась контрактная стоимость товара. В настоящее же время сделки на покупку в основном совершаются на условиях CIF, на продажу — FOB. Это, конечно, избавляет от головной боли за доставку товара, но зато повышает контрактную стоимость закупаемых товаров, и соответственно увеличивает пошлины и налоги. Кроме того, даже значительно выросшие расценки на услуги российских транспортных компаний все равно ниже мировых расценок. Поэтому ориентация на местных перевозчиков может сэкономить предпринимателю значительные средства.

Есть и косвенные способы экономии денег — за счет ускорения перевозки. Так, обычный порядок выделения вагонов на железной дороге — подача заявки больше, чем за месяц до предполагаемой поездки. Тем не менее, вагоны есть всегда, надо только добиться, чтобы вам их дали. Можно, возмущаясь, рассуждать о монополизме, а можно обратиться в Ассоциацию железных дорог. Там верят платежке и выдают бумагу, предъявление которой на станции помогает вагонам найтись уже завтра. Конечно, еще лучше иметь свой собственный вагон и контейнеры. Помимо поиска более оптимальных условий заключения контрактов, транспортные расходы можно снизить, комбинируя различные типы перевозок. Наилучшим методом решения задачи оптимизации является обращение в специализированную экспедиторскую контору.

Услуги экспедиторов

Экспедитор — это посредническая фирма, которая занимается организацией процесса перевозки. Как правило, такие фирмы берут на себя разработку макета перевозки, определяя все условия доставки груза «от двери до двери» (виды транспорта, маршрут, временную стыковку различных видов транспорта при комбинированных перевозках, выбор партнеров). При этом сам экспедитор вполне удовлетворяется комиссионными в размере не превышающими 3% от стоимости перевозки.

В случае перевозки через границу экспедитор может взять на себя заботу о декларировании, оплате таможенных пошлин или переоформлении накладных. В среднем использование профессионалов-экспедиторов позволяет сократить транспортные издержки на 15-17% по сравнению с самостоятельной проработкой транспортных схем. В первую очередь экономия связана с тем, что экспедиторские компании, постоянно перемещающие грузы, могут претендовать на получение скидок при обращении к перевозчикам,— на железных дорогах, например, они могут достигать 15 до 65% от официального тарифа в зависимости от типа груза и его объема. В частности, концерн «Союзвнештранс», постоянный партнер финских железных дорог, заключил долгосрочный договор, согласно которому имеет скидку от 37 до 50% официального тарифа.

Экспедиторские фирмы могут выступить и в роли перевозчика. Например, имея постоянные заказы на транспортировку морем яблочного сока, экспедитор арендовал специализированное судно — танк-контейнер (такими судами российский морской флот не обладает). В данном конкретном случае расходы по доставке сока морем были значительно ниже, чем по железной дороге, как за счет большего количества перевозимого груза, так и сокращения времени следования. Долгосрочный фрахт позволил экспедиторской компании получить скидку при аренде судна, что, соответственно, снизило издержки грузоотправителя. Партия груза не обязательно должна быть значительной по объему, экспедитор может объединить грузы многих отправителей, а издержки в результате также распределяются между ними. Кроме того, экспедитор поможет сэкономить и на услугах стивидора — компании, занимающейся погрузочно-разгрузочными работами. Тарифы на их услуги, как правило, невысоки, а потому и скидки составляют от 10 до 20% официального тарифа. Тем не менее, в общей стоимости перевозки это не самая маленькая составляющая.
Наконец, знание ситуации в различных регионах позволяет экспедитору находить неординарные подходы к решению многоходовых транспортных задач. Так, известно, что японские и европейские фирмы, направляющие грузы в контейнерах в шран, вынуждены везти их назад пустыми, теряя на оплате бесполезного груза, транзит которого через Россию к тому же оплачивали в валюте. Этим воспользовалась российская экспедиторская фирма, предложившая, например, японцам следующую схему: русские бесплатно доставляют контейнеры в Японию, но в течение примерно 2 месяцев используют их для собственных операций. Далее, контейнеры перевозились на Урал, загружались асбестом и направлялись в адрес другой японской фирмы, а затем уже — в адрес первой. Оплачивала прогон контейнеров в этом случае уральская компания — заказчик перевозки, оплата шла в рублях. Каждый получал свое: уральцы — качественную тару, первая японская фирма — свои контейнеры, вторая — необходимый товар, а экспедитор — комиссионные.

Следует заметить, что выгоды от обращения к экспедитору в максимальной степени могут использовать постоянные клиенты таких фирм.

Страхование грузов

Сейчас около 20 российских компаний занимаются страхованием и внутренних перевозок. Оплатить страховой полис можно как в рублях, так и в валюте — принято, что выплата страхового возмещения производится в валюте платежа страхового взноса. Среднерыночная ставка по страхованию составляет сейчас 2-3% стоимости груза и остается стабильной уже на протяжении длительного времени. Если компания имеет солидный портфель клиентов, то у нее появляется возможность снижать ставки, в шнгосстрахе, например, они установлены на уровне 0,6-1,1%.

Кроме единовременного страхового полиса можно приобрести генеральный — соглашение со страховой компанией на все перевозки на срок не меньше года. Одновременно с грузом можно застраховать и транспортные расходы, и ожидаемую прибыль от реализации груза в пункте назначения. Вопросы страхования груза обычно оговариваются в договоре купли-продажи, в последнее время весьма распространена схема совместного страхования — российская фирма страхует груз на нашей территории, а страхование за границей осуществляет ее контрагент.

Для внешних перевозок страховой полис является обязательным документом, однако в России страхование перевозок производится по желанию грузовладельца, который часто экономит на подобных расходах. По оценкам Ъ, от страховки отказываются до 70% грузоотправителей, а при местных авиаперевозках эта доля еще значительнее.

Однако отказ от получения полиса вряд ли стоит рассматривать как способ сократить издержки. Как показывает практика страховых компаний, страхование таких грузов как нефтепродукты, лес, целлюлоза, бумага для страховщика является убыточным — на рубль страховых сборов приходится 1,5 рубля выплат. Таким образом, в большинстве случаев страховка не будет лишней. Если вы все же рассматриваете страхование груза как одну из статей, по которым экономия желательна, то более разумным способом будет частичное страхование — можно оформить полис лишь на 50% стоимости груза, но, правда, и возмещение при страховом случае будет уменьшено вдвое. Кроме того, можно застраховать груз и на «узких» условиях, которые как правило включают два риска — последствия дорожно-транспортных происшествий и кражи.

Впрочем, условия страхования могут быть весьма разнообразны — все зависит от вида транспорта, маршрута, ценности груза. Как правило, если доставка проходит через районы вооруженных конфликтов, то страховщики сами настаивают на «узком варианте». Например, полисы на грузоперевозки через Чечню или западную Грузию исключают риски вооруженных нападений. Однако страхование военных рисков возможно за дополнительную ставку.

Наименее популярно страхование при перевозках по железной дороге и авиатранспортом, но по разным причинам. Во втором случае клиенты не проявляют интереса к страхованию, поскольку сохранность груза здесь максимальна. В первом случае, наоборот, риск, что груз не дойдет, слишком велик, и страховые компании, хотя и заключают такие договора, но с неохотой: получить затем средства по регрессивному иску, предъявляемому ими железной дороге можно с большим трудом.

Но, застрахован груз или нет, проблемы обеспечения его сохранности на этом не кончаются, особенно если доставка ведется наземным транспортом, где полностью отказаться от услуг по охране груза в пути могут лишь законченные альтруисты. Частичным решением проблемы является организация конвоев. шменно так наши автомобили сейчас проходят территорию Польши. За участие одной машины в конвое необходимо заплатить DM300. Дополнительные издержки автоперевозчикам приходится нести, ожидая на границе, когда сформируется конвой (по Польше он проходит ночью), но это как раз тот вид издержек, с которыми приходится смириться.

Владимир Ъ-Руденко, Наталья Ъ-Хорошавина