Рынок транспортных услуг

2 мая 1993 года, Журнал «Власть» №17 (17)

Морской транспорт: без портов, но под выгодным флагом

Предприниматель, активно ведущий внешнеторговую деятельность со странами Америки и Юго-Восточной Азии, неизбежно будет использовать морской транспорт. Следует учесть, что задержка груза в пути может быть весьма значительна, например, контейнер из Сингапура может плыть пароходом в Новороссийск 2-3 месяца. Стоит также отметить, что использование морского транспорта экономически оправдано в тех случаях, когда вес груза велик — ставка фрахта по крупным партиям ниже.

Международные перевозки

До недавнего времени международные морские перевозки были монополией государства. Сейчас появились первые негосударственные компании, занимающиеся международными грузовыми перевозками. Как правило, это совместные предприятия, большинство из которых базируется на Дальнем Востоке и в Новороссийске.

Обычно организация такой компании проходит следующим образом: судно, выкупленное по балансовой стоимости, залатывается на деньги иностранного соучредителя и регистрируется за $1,5-2 тыс. в одной из стран «выгодного флага». К таким странам относят, как правило, Кипр, Малайзию, Либерию, Панаму — во-первых регистрация там дешевле, а во-вторых, налог на судовладельцев там ниже, либо отсутствует. Передача судна под иностранный флаг проводится еще и с целью получения в иностранном банке долгосрочного кредита под залог самого судна, который в зависимости от возраста корабля составляет от 40% до 80% его стоимости. Этот кредит обычно используется для покупки нового судна, эксплуатация которого довольно быстро окупает затраты.

Перевозки экспортных грузов осуществляются со специализацией по портам и пароходствам — из Санкт-Петербурга грузы направляются в Европу и на восточное побережье США, а также совершаются редкие рейсы в Южную Америку и Африку, преимущественно в Кейптаун.

Дальневосточные порты обслуживают перевозки в Японию и на западное побережье США, порт Новороссийска ориентирован преимущественно на средиземноморский бассейн. Перевозки из Юго-Восточной Азии почти монополизированы частью черноморского пароходства, отошедшей к Украине, не более 10% оборота обслуживают суда дальневосточной приписки. Наиболее сильно в течение этого года упал объем перевозок в Австралию и страны Южной Америки.

Международные перевозки еще с 40-х годов оплачиваются по международным тарифам. Содержание судна в пути в среднем обходится около $1,5 тысяч в сутки (затраты на топливо, зарплату команды, смазочные материалы, расход воды, амортизацию), на стоянке — $1000 в сутки. Ни судовладельцы, ни грузовладельцы друг друга обычно не знают. Для того, чтобы свести их вместе, существуют фрахтовые конторы. Фрахтовому брокеру, комиссия которого составляет в среднем 2% от суммы сделки, предоставляются все необходимые полномочия на фрахтование судна. Ориентировочные ставки фрахта определяются по «World scale», которая содержит средние ставки за каждый прошедший год по определенным направлениям. При заключении сделки на морскую перевозку в чарт (договор на морскую перевозку) вносится либо конкретная сумма фрахта в долларах за тонну, либо процент к ставке «World scale». На величину ставки фрахта оказывают влияние множество факторов, в том числе тоннаж груза, направления перевозок, сроки погрузки-выгрузки.

Доставка может осуществляться либо попутными судами (такое судоходство называется трамповым), либо — линейными, которые совершают регулярные рейсы по определенному маршруту. При трамповом судоходстве товарная стоимость груза не учитывается, а основными определяющими цены фрахта становятся условия перевозки и плотность груза. К примеру, уголь быстро грузится и полностью использует дедвейт (грузоподъемность судна), поэтому себестоимость перевозки 1 тонны угля дешевле, чем, например, хлопка. При определении ставки фрахта в линейном судоходстве учитывается ценность и характер груза. Так, при стоимости электронного микроскопа $1 млн цена его перевозки составит 1,5% от этой суммы.

Экономия на перевозке грузов морем может быть достигнута за счет обслуживания в российских портах, где портовые сборы российские суда платят в рублях, а все остальные — в валюте, и отправке груза более низкой категорией. Всего существует 14 категорий грузов: самые дешевые — навалочные, следом — мешки, далее палетты, поддоны, ящики, контейнеры и т. д, самый дорогой — специальные грузы, требующие специальных условий перевозки и хранения. Вопросы страхования грузов и методы экономии на нем были описаны в Ъ № 16 и подробно останавливаться на них мы не будем. Отметим лишь, что обязательной страховки на морском транспорте не существует и сохранность груза — это риск грузовладельца. Учитывая «российскую специфику» следует оговорить возможность дальнейшей перевозки доставленного морским транспортом груза в контейнерах (аренда 20-футового морского контейнера стоит около $50 в месяц).

Каботажные перевозки

Стоимость внутрироссийских морских перевозок в любом случае определяется по жестко установленному тарифу согласно прейскуранту № 11-01 от 1989 года, указывающем цены в копейках за тонну, правда, с применением повышающих коэффициентов.

Пароходство Повышающий коэффициент к тарифу
октябрь 1992 г. март 1993 г.
Северное 46 101,2
Мурманское 46 101,2
Дальневосточное 46 115,0
Приморское 46 82,8
Камчатское 46 161
Арктическое 46 101,2
Сахалинское 46 161,2

Порты России могут обработать лишь 70% грузооборота, поэтому предпринимателю стоит задуматься о том, чтобы его груз пришел в порт со свободными мощностями. Порты, принадлежащие России, расположены в основном на Севере и Дальнем Востоке. На Балтике Россия владеет лишь тремя крупными терминалами — Санкт-Петербург, Выборг и Калининград, на Черном море в ведении России осталось 4 порта, крупнейший из которых — Новороссийск.

Обслуживание в портах значительно различается в цене, поэтому, заключая импортный контракт, иногда лучше заплатить дополнительные деньги за переход судна в другой порт, чем выгружать свой товар в самом близком. В первую очередь это относится к портам Дальнего Востока и Арктики, где (даже летом) введены дополнительные сборы за ледокольные услуги.

Порт Повышающий коэффициент к тарифу
октябрь 1992 г. март 1993 г.
Архангельск 42,2 84,4
Мурманск 37,0 74,0
Санкт-Петербург 30,8 43,1
Астрахань 30,8 70,8
Новороссийск 26,4 26,4
Находка 33,9 78,0
Владивосток 38,7 89,0
Петропавловск-Камчатский 42,2 97,1

В отличие от авиаперевозок, когда главным является оперативность, в морских портах грузы можно и хранить — в течение первых 4-х суток с момента поступления бесплатно, затем согласно тарифу. Самые высокие цены на хранение грузов в портах Диксон и Анадырь, самые низкие — в Сочи, Туапсе и Выборге. Для контейнерных грузов срок бесплатного хранения сокращен до 24 часов. Имейте в виду, что по решению местных властей грузы с ненормативным сроком хранения могут быть распроданы населению.

Речной транспорт

Московские речные порты специализируются на определенных видах грузов — южный обычно перевозит контейнеры, бумагу, лес, целлюлозу, а северный и западный — песок, щебень и понемногу железобетонные изделия и овощи. Складов в общепринятом понятии они не имеют, но располагают открытыми площадями и могут принимать на хранение в течение зимнего периода некоторые виды товаров. Стоимость хранения определяется из расчета 100 руб. в сутки за квадратный метр.

В среднем за 1992 год цены на перевозки речным транспортом возросли в 32,7 раза и в 20-х числах апреля (при стоимости 1 т топлива 35000 рублей) составляли 9 руб. за тоннокилометр. Выгрузка стоила 35 руб./т, экспедиторские услуги (оформление документов) — 2 руб./т. В целом перевозка обходится 182 руб./т без учета НДС. В отличие от морского флота, для речного не установлены размеры портовых сборов. Предоставление дополнительных услуг судну, находящемуся на рейде, происходит в соответствии с прейскурантом (данные пока не утверждены московским пароходством): перевозка команды судна на берег —1423 руб./час; снабжение питьевой водой — 3774 руб./т; снабжение топливом — 2990 руб./т; швартовые операции — 500 руб./т. Время простоя судов в среднем составляет: при разгрузке песка — 5-8 часов, при разгрузке щебня 4-5 часов.

Железная дорога: а поезд тихо ехал...

Перевозки этим видом транспорта до сих пор являются монополией государства, так что если вам необходимо везти груз по железной дороге, будьте готовы к долговременной волоките и наберитесь терпения. Все перевозки — плановые, следовательно надо добиться, чтобы ваш груз стал таковым. Для этого до 10 числа каждого месяца необходимо подать в товарно-транспортную контору заявку на подачу вагонов под груз. В Москве 9 таких контор, каждая из которых имеет свою специализацию, например, Ярославская и Павелецкая ориентированы на обработку мелких партий грузов, принадлежащих разным клиентам, Курская — на прием и отправку крытых вагонов и платформ.

Тарифы на перевозку также устанавливаются государством, и в конечном счете стоимость конкретной перевозки будет зависеть от дальности пути, веса и рода груза, типа подвижного состава и направления. Учитывается также, вывозится ли груз за пределы России и СНГ или нет. Наиболее дорогие типы вагона — рефрижераторы и «секции» (4 вагона и вагон с сопровождающими — проводниками или охраной).

Надо отметить, что единые тарифы действуют почти на всей территории бывшего СССР, кроме Эстонии, Азербайджана и Украины, не подписавших тарифное соглашение. Поэтому, если груз направляется, например, на Украину или транзитом через нее, грузоотправителю или экспедитору надо, лично приехав в Киев, заключать отдельное тарифное соглашение с фирмой «Интертранс», организованной при «Укржелезнице» — это украинский аналог МПС.

При расчете стоимости перевозки необходимо принять во внимание и расходы по получению груза: предоставление участка пути для стоянки вагона стоит 15 тыс. руб. в сутки, хранение груза в обычном вагоне — 6 тыс. руб. в сутки, в специализированном — в два раза больше. Хранение груза на складе обходится в 254 руб. в сутки за тонну, за переадресовку надо заплатить 10 тыс. руб. и так далее.

Поскольку тарифы и надбавочные коэффициенты к ним устанавливаются «сверху», пользуясь услугами железнодорожного транспорта трудно добиться сокращения денежных затрат, но можно попытаться уменьшить потери времени и обратиться в экспедиторскую компанию. Услуги, предлагаемые такого рода компаниями, подробно рассматривались в Ъ № 16, а их список мы приводим ниже. Сюда включены некоторые члены Ассоциации международных экспедиторов, отобранные по принципу регионального представительства и авторитета:

Юрий Ъ-Сюганов, Татьяна Ъ-Мухина