Право на перевозку

5 декабря 2005 года, Журнал «Секрет Фирмы» №46 (133)

На российском рынке экспресс-доставки началась жесткая борьба между западными гигантами и активно набирающими обороты российскими операторами. Принципиально россияне проигрывают пока только в скорости перевозок. Однако и здесь они уже начинают наступать на пятки более опытным иностранным компаниям.

Тесное сотрудничество западных перевозчиков и их российских партнеров началось в середине 1980-х годов, когда еще существовала монополия на внешнеторговые связи. Сначала международные операторы пришли в страну в качестве агентов, сотрудничавших с внешнеторговым концерном «Союзвнештранс», а спустя некоторое время открыли свои представительства, создали дочерние компании. Именно так, почти одновременно, делала свои первые шаги на местном рынке вся «большая четверка» мировых гигантов: DHL, UPS, TNT и FedEx. Сегодня «дочки» здесь нет только у FedEx. С начала 1990-х годов конкуренцию международным операторам составляют российские компании. Наиболее крупные отечественные игроки — «Гарантпост», «СПСР-экспресс», Pony Express, «Армадилло», «Сити экспресс», «Почта России». «Конкуренция между операторами на сегодняшний день жесткая. Это обусловлено прежде всего тем, что у крупных российских операторов имеются достаточный запас знаний о ведении бизнеса и хорошо отлаженные схемы работы»,— говорит генеральный директор DHL в России Франк-Уве Унгерер.

Согласно данным компании i2, специализирующейся в области решений для оптимизации цепочек поставок, из общего объема рынка экспресс-доставки в $360 млн международные операторы контролируют 70% внешнего рынка (импорт и экспорт) и около 50% внутрироссийского. При этом внутренний рынок растет в два раза быстрее внешнего. «Рост внутреннего рынка — около 40% в год. По этому показателю он пока уступает только активно развивающимся странам Азии, в частности Китаю»,— рассказывает генеральный директор UPS в России и СНГ Иван Шацких. Это дает реальные возможности увеличить долю российских операторов, чей бизнес зачастую ограничивается пределами страны. И здесь очень кстати приходятся связи отечественных компаний, знание местной инфрастуктуры, а порой и отсутствие конкурентов.

Российский акцент

В течение нескольких лет признанным лидером среди старейших компаний с российскими корнями был «EMS Гарантпост». Однако в середине прошлого года один из владельцев оператора, компания «Почта России», нанес по нему ощутимый удар, продав свою долю. В результате «Гарантпост» лишился сильного преимущества — доступа к международной почтовой системе EMS, а «Почта России» стала самостоятельным посредником между государственными и почтовыми ведомствами разных стран. Несмотря на это «Гарантпост» в целом сохраняет свои позиции. По данным самой компании, ее оборот в 2004 году составил $33,5 млн, что на 25,5% выше, чем в 2003-м. Заместитель генерального директора «Гарантпоста» Александр Алдонин уверяет, что на их долю в денежном эквиваленте приходится 20% рынка: «С уходом „Почты России“ мы потеряли 40% объема в регионах, где, впрочем, она не давала нам развиваться. Однако в Москве и Питере удалось сохранить позиции». К появлению нового конкурента Алдонин, по его собственному признанию, относится философски. Остальных же участников наличие такого мощного игрока настораживает, ведь «Почта России» имеет важные преимущества: прием почтовой связи практически во всех городах и населенных пунктах страны, а также эффективную систему магистральных перевозок. Между тем, как сообщили СФ в пресс-службе «Почты России», свои позиции компания оценивает достаточно скромно, в 10—12% от всего рынка. Примерно такие же доли отводят себе Pony Express, «СПСР-экспресс» и группа «Армадилло». Скромнее оценки лишь у «Сити экспресс» — 5%.

Позже — не значит хуже

Хотя российские операторы пришли на рынок позже западных коллег, опыт работы, который они позаимствовали у европейских и американских компаний, наличие иностранных владельцев (международных перевозчиков и даже логистических компаний), подстройка под местную специфику позволили им относительно быстро достичь высоких результатов. «Многое мы переняли у западных операторов — скажем, организацию некоторых технологических процессов, структурирование информационной системы»,— комментирует генеральный директор «Сити экспресс» Андрей Княжинский. Например, в западных компаниях есть отделы нестандартного обслуживания корпоративных клиентов. Российские операторы пошли аналогичным путем — и создали отделы сервисного обслуживания, чьи сотрудники являются персональными менеджерами и контролируют взаимоотношения клиента с разными отделами компании.

Российские участники рынка нередко подчеркивают, что их компании создавались с учетом специфики местного рынка и клиентов, поскольку многие европейские стандарты экспресс-доставки у нас не работают из-за географических особенностей, менталитета, различий в законодательстве. Немаловажную роль в завоевании заказчиков сыграла и выбранная ценовая политика: в среднем услуги российских компаний дешевле на 10% дешевле, чем иностранных а разница по некоторым видам отправлений может достигать и сотен процентов.

Директор по консалтингу i2 СНГ Сергей Карминский считает, что российские операторы все еще проигрывают западным лишь в скорости перевозок и удобстве сервиса по отслеживанию грузов.

Принцип убыточного конверта

Сегодня различие подходов к ведению бизнеса у западных и российских компаний лучше всего заметно в регионах. Иностранные компании свое непосредственное присутствие стараются пока ограничивать городами с наиболее развитыми транспортными потоками: Москвой, Санкт-Петербургом и городами-миллионниками. Присутствие в остальной части страны обычно сводится к сотрудничеству с местными партнерами. На общем фоне выделяется только компания DHL, открывшая на территории России свыше 120 офисов. Остальные международные перевозчики сильно отстают в своем присутствии за пределами экономических центров. Так, UPS создала 14 региональных филиалов, TNT — лишь три.

Российские операторы, напротив, стремятся охватить регионы. Их задача — не избегая невыгодных заказов по доставке в удаленные регионы без развитой инфраструктуры, добиться общей окупаемости присутствия в отдельном российском регионе. Их клиенты — компании, отправляющие, условно говоря, 100 конвертов, из которых один убыточный, поскольку его получатель находится в удаленном регионе. Спасает в этом случае привычка клиентов делать массовые единовременные отправления: на одно убыточное письмо приходятся девяносто девять, обеспечивающих прибыль. СПСР уже открыла 113 филиалов, «Почта России» — 85, «Сити экспресс» — 50, Pony Express — 16. У группы «Армадилло» число филиалов к концу 2005 года составит 14, а в следующем году к ним добавятся еще семь. Генеральный директор группы «Армадилло» Сергей Круглов объясняет: «В каждом из них мы открываем терминал, налаживаем систему сбора и доставки грузов. Принимая решение относительно приоритетов по развитию филиальной сети, исходим из потребностей развития бизнеса наших клиентов — иными словами, идем туда, куда идут наши клиенты». В мировых корпорациях TNT и DHL тоже считают, что пришло время, когда содержание и развитие в нашей стране собственной разветвленной инфраструктуры стало целесообразным. По словам генерального директора TNT Express в России Харро ван Граафейланда, в этом году TNT планирует открыть 10 новых офисов в крупных городах.

Рука регулятора

Среди факторов, определяющих развитие бизнеса российских и западных операторов, выделяются те, что сложились исторически. Например, отечественные компании обычно имеют лицензию на почтовую связь и, следовательно, подконтрольны государственным органам. В то время как международные компании экспресс-доставки обходятся без лицензии. иностранцы настаивают, что их посылки и письма не являются почтовыми отправлениями, а сфера деятельности представлена исключительно логистикой. Руководство UPS, в частности, особо подчеркивает, что в отношении их компании нельзя употреблять слова «посылка» и «почта»: «Мы занимаемся только экспресс-доставкой и никакого отношения к почтовым службам не имеем». Несколько раз доходило даже до суда. Несмотря на это, Россвязьнадзор до сих пор не оставил попыток включить иностранцев в сферу своего влияния и ежеквартально проводит тестирование качества услуг как российских почтовых компаний, так и международных операторов экспресс-перевозки. В ходе исследования выясняется, насколько реальные сроки доставки груза из одного региона в другой соответствуют заявленным. И каждый раз обнаруживается, что небольшие российские компании значительно быстрее крупных иностранных операторов и всегда укладываются в заявленные сроки. Разумеется, члены «большой четверки» с этим категорически не согласны — они ссылаются на несовершенство предлагаемой методики, а также некорректность самого факта проведения проверки. Чем закончится борьба Россвязьнадзора и крупных участников рынка, покажет время.

Отечественные операторы видят причину такой политики западных компаний в желании защититься от дополнительного контроля российских надзорных органов в сфере связи. «Лицензия налагает большую ответственность, подразумевает контроль со стороны Минсвязи, затрудняет экспортно-импортные операции»,— рассуждает Андрей Княжинский.

Между тем западные компании, всячески противясь попыткам дополнительного регулирования, давно создали структуру, отстаивающую их профессиональные интересы,— Ассоциацию экспресс-перевозчиков (АСЭП). Эта ассоциация помогла выйти в свет приказу, упрощающему оформление грузов для таможенных брокеров: документ обеспечил им прохождение таможни за один день, после чего многие экспресс-перевозчики получили лицензию брокеров.

В свою очередь российские участники рынка хотят иметь подобную организацию для отстаивания собственных интересов. С инициативой создания соответствующего объединения под названием Российская ассоциация негосударственных операторов почтовой связи (РАНОПС) выступила недавно СПСР. Некоторые российские компании эту идею поддержали, и сейчас разрабатываются учредительные документы нового объединения. «Негосударственным операторам принадлежит не менее 90% рынка, но до сих пор их интересы при разработке законодательства не учитывались»,— подчеркивает Андрей Княжинский. Одна из первых задач нового объединения — полномасштабное исследование рынка экспресс-доставки.

Ниша и сервис

Кто окажется победителем в конкурентной борьбе российских и западных компаний? По мнению Сергея Карминского, доля российских компаний станет увеличиваться по мере того, как они будут перенимать западные стандарты сервиса и модернизировать свои информационные системы. Усовершенствованием этих процессов занимаются все российские компании. СПСР, к примеру, создала собственное программное обеспечение, позволяющее отправлять данные по передвижению и доставке отправлений различными способами, в том числе факсом и телефоном. При этом компания добивается главной цели — с помощью интернета объединить все филиалы в корпоративную сеть.

Кроме того, СПСР, а также «Гарантпост» работают над услугой «супер-экспресс», готовятся внедрить доставку день в день с широким покрытием, вводят бесплатные информационные горячие линии, разрабатывают решения для разных сфер бизнеса. Сейчас большая часть этих услуг оказывается либо за дополнительные деньги, либо в тестовом режиме или по индивидуальным контрактам. Если такой подход в ближайшее время не изменится, полагают специалисты i2, то монополия международных операторов для крупных фирм вряд ли будет нарушена, ведь западные перевозчики уже давно работают на рынке и делом доказали свою надежность и оперативность. К тому же «большая четверка» имеет полный спектр услуг, специальные решения для компаний из различных сфер экономики, удобные схемы работы с крупными заказчиками. Это отмечает и Франк-Уве Унгерер: по его словам, иностранные компании с большей вероятностью будут иметь успех у клиентов премиум-сегмента.

Марина Божко