«Эльф» вырвался на свободу, расторгнув договор с Federal Express

19 января 2004 года, КоммерсантЪ

Вчера Federal Express, один из крупнейших мировых экспресс-перевозчиков, официально объявил о разрыве договора со своим российским субконтрактором — компанией «Эльф 91». Теперь российских клиентов FedEx будет обслуживать «Союзвнештранс» — дочерняя структура швейцарской логистической компании M&M Militzer&Muench. По мнению участников рынка, разрыв отношений с FedEx может стать для «Эльф 91» фатальным: с уходом крупнейшего западного партнера оборот компании уменьшится больше чем вдвое.

Экспресс-перевозчик «Эльф 91» работает на российском рынке с 1990 года. По данным компании, она контролирует 5-7% российского рынка экспресс-доставки, суммарный объем которого оценивается примерно в $200 млн в год. В 2002 году «Эльф 91» вместе с доставочными компаниями «Пони Экспресс» и «Руско» была куплена холдингом «Базовый элемент».

«Эльф» являлся субконтрактором Federal Express на российском рынке более десяти лет. Именно он распределял по России отправления, адресованные российским получателям FedEx. Вчера ни в «Эльфе», ни FedEx не стали сообщать о причинах разрыва многолетних партнерских отношений. В пресс-релизе, выпущенном FedEx, говорится, что компании не сошлись в планах совместного развития бизнеса. Однако, по мнению участников рынка, разрыв с FedEx связан с планами «Базового элемента» по созданию на базе трех дочерних операторов экспресс-доставки единой компании. «Расставшись с FedEx, „Эльф“ сможет проводить более независимую политику как на рынке внутрироссийских, так и международных экспресс-перевозок, заявил Ъ один из руководителей „Эльф“.— Перестав быть субконтрактором, компания сможет самостоятельно выстраивать свой бизнес, создавать свою клиентскую сеть, отношения с партнерами».

По мнению участников рынка, разрыв отношений с FedEx будет дорого стоить «Эльфу». По их подсчетам, контракт с FedEx приносил российской компании 50-60% ее дохода — несколько миллионов долларов в год. У FedEx также могут возникнуть проблемы на российском рынке. «Я считаю, что этот шаг упрочит позиции конкурентов FedEx,— говорит глава российского представительства UPS Иван Шацких.— Мы, скорее всего, сможем получить несколько новых клиентов. FedEx предстоит организовать логистическую цепочку с новым партнером. Неизвестно еще, сможет ли новый партнер FedEx обеспечить таможенное оформление на должном уровне».

Лишившись статуса партнера FedEx, «Эльф 91» сохранит за собой одну из важнейших статей дохода — перевозку документов для оформления виз в консульствах США и Канады. По словам представителей «Эльфа», разрыв договора с FedEx не скажется на этих перевозках: «FedEx и данная услуга никак не связаны между собой. Поэтому никаких изменений, связанных с доставкой документов в консульства, пока не планируется».

Валерий Ъ-Кодачигов